Над тридцатым президентом соединенных штатов было принято подшучивать. Его называли “Молчаливый Кэл” и говорили, что он может молчать на пяти языках. На одном из званых ужинов его сосед по столу сказал, что он заключил пари. “Сегодня я вытащу из вас больше, чем два слова!” – сказал он с энтузиазмом. “Вы проиграли” – ответил ему Кэл.

Калвин Кулидж не входит в число великих американских президентов. Но в одном этот человек, опередил свое время на много десятилетий.
Как это бывает с президентами, их часто в чем-то ограничивают. Дональду Трампу, например, рекомендовали отказаться от любимых бургеров и барбекю. А Кэлу Секретная Служба запретила кататься на лошадях. Лошади непредсказуемы, а Кулидж стал президентом как раз после того, как предыдущий умер. Об этой несправедливости он в сердцах пожаловался своему старому другу.
Электрическая лошадь
У друга было решение. Совершенно новое изобретение – электрическая лошадь. Ее тайно доставили в Белый дом и спрятали от любопытных глаз. Кэл был в восторге. Он тренировался на электрической лошади 3 раза в день: утром перед завтраком, после обеда и сразу после работы. У нее было несколько режимов. Кнопками можно было регулировать темп от шага до галопа.

Когда лошадь сломалась и Белому дому пришлось вызывать механиков, информация об увлечении Кулиджа просочилась в прессу. На бедного фитнес-энтузиаста обрушилась новая волна шуток. У Кулиджа и его электрической лошади оказалось много общего – они оба предпочитали молчать.
Кто изобрел фитнес?
Электрическая лошадь сегодня, наверное, не воспринимается как что-то смешное. Мы привыкли к огромному разнообразию тренажеров. А человек, который следит за своей физической формой вызывает восхищение, а не шутки. Но, когда ты опережаешь свое время, как Молчаливый Кэл, всегда есть риск быть не понятым.
Лошадь, которой пользовался тридцатый президент США придумал Джон Харви Келлог. Эксцентричный врач и предприниматель. Миру он известен как изобретатель классического американского завтрака – кукурузных хлопьев с молоком. Но на самом деле он сделал нечто большее для современного мира. Он стал отцом фитнес индустрии.

С конца 19 века он руководил санаторием Battle Creek. Среди процедур были такие как лечение светом, ванны длительностью от одного дня до недель и даже месяцев, воздействие электричеством, клизмы на 14 литров и вибротерапия.

Келлог был последователем церкви Адвентистов Седьмого Дня, что накладывало определенный отпечаток на его убеждения. Как и предписывала ему его религия – он придерживался сдержанности практически во всем, начиная от еды, заканчивая полным отказом от секса. В чем он не сдерживал себя так это в продвижении своих идей.
Горячие фитнес тренды 19-го века сегодня
Например, лечение светом рекламировалось как избавление от всех болезней, начиная от диабета и бессонницы, заканчивая гангреной и сифилисом. Сегодня доказан только эффект такой терапии в борьбе с депрессией.
Или вибротерапия, где пациентов закрепляли на жестком деревянном стуле и встряхивали с частотой до 60 ударов в секунду. Считалось, что это должно помогать в работе кишечника. Келлогга очевидная неэффективность его методов не останавливала.
Многие изобретения Келлога до сих живы. Пусть и в другой форме. Электролошадь дала жизнь велотренажерам, механическому быку и более современным тренажерам для наездников, таким как Racewood и Equicizer. Светотерапия используется для лечения депрессии, а еще стала основой для технологии соляриев. Деревянные виброкресла теперь мягкие и удобные – их ставят в салоны люксовых автомобилей, а отдельные массажные кресла сами стоят как маленький автомобиль. Среди последних популярных новинок, которые также можно найти на фотографиях из санатория Джона Келлогга – прототип перкуссионного массажера Theragun.

Маркетинг и агрессивная реклама решают в индустрии фитнеса. Этот закон не менялся с 19-го века. Эффективность и тогда и сейчас была субъективной. Кому-то помогало, кому-то нет. Эффект плацебо никто не отменял. Поэтому любой успешный фитнес бренд в первую очередь должен концентрироваться на том, чтобы продавать, продавать и еще раз продавать, а не бороться за эффективность своих методов.
Хорошие инвестиции также сложно отличить от плохих, как хороший фитнес тренд от бестолкового
Для обычного человека ситуация с фитнесом выглядит похожей на современную индустрию инвестиций. Ежедневный поток информации, мнений и рекламы делает практически невозможным выбрать правильную стратегию и набор инструментов. При этом самые агрессивно продвигаемые инструменты, как правило, являются наименее выгодными (или даже откровенно вредными).
Я наткнулся на это сходство между фитнесом и инвестициями случайно. Мне стало интересно, что делает успешными некоторые фитнес стартапы. История не повторяется, но рифмуется. Чтобы понять как будет выглядеть будущее – я начал изучать историю. Один вопрос за другим, и вот в 3 часа ночи и я смотрю как какой-то чувак с полной отдачей хлещет по заднице стальную лошадь.
Для человека с молотком, любая проблема выглядит как гвоздь. Везде, где продажи и реклама являются главным приоритетом, а эффективность товара для пользователя вторым – нужно возвращаться к простым и понятным принципах, которые помогут отделить хорошие предложения от вредных.
В мире инвестиций такие принципы давно сформулированы:
- Тратить меньше, чем зарабатываешь
- Разницу инвестировать в диверсифицированный пассивный портфель
- Минимизировать налоги и комиссии
- Не думать, что ты умнее всех
Что такое Lindy Effect?
В ситуации неопределенности, я всегда рекомендую думать собственной головой и обращаться к обоснованию от первых принципов или ментальным моделям. Нассим Талеб популяризировал Lindy Effect в своем бестселлере Антихрупкость.
Эффект Lindy: максимальный срок жизни чего-то без срока годности (технологии или идеи) пропорционален ее возрасту на текущий момент.
Например, если какая-то книга издается уже 20 лет, то с существенной долей вероятности она будет издаваться еще 20 лет. И каждый дополнительный год, что ее издают – продлевает ее потенциальный срок жизни.
Перенося эффект Lindy на фитнес, можем предположить, что если какая-то идея имеет богатую и долгую историю и практически без изменений дошла до наших дней, то есть существенная вероятность, что она эффективна и продолжить быть эффективной.
Вот примеры Lindy фитнес трендов: йога, тяжелая и легкая атлетика, футбол, лыжный спорт, плавание, спортивная гимнастика.

Есть обратные примеры. Что-то когда-то было популярным, а сейчас мы об этом почти не слышим. Эти тренды не прошли Lindy-тест: аэробика Джейн Фонды, P90X, Power Plate, Bowflex, 8 Minute Abs и Ab Rollers, Wii Fit.
А есть и какая-то промежуточная стадия. Когда тренд еще не доказал свою способность жить после первой волны ажиотажа. Сюда можно аккуратно отнести Ironman, CrossFit, SoulCycle, Peloton, Barre, киберспорт и фитнес-трекеры.
Когда в следующий раз друзья вам будут с энтузиазмом рассказывать о новой электрической лошади, не торопитесь бежать покупать себе такую же. Может у нее нет шансов пройти Lindy-тест?
Добрый день!
Получается по аналогии с эффектом Линди, лучше всего инвестировать в то, что давно на рынке, то есть вкладывать не в индустрию как таковую, а в конкретную фирму, которая давно представлена на рынке. Условно говоря, та же Coca-Cola.
Что вы думаете насчёт мысли Талеба играть против рынка? когда вы покупаете опционные контракты (есть ещё такой фильм Игра на понижение), стратегия при которой затраты известны и минимальны, а прибыль не ограничена? В его книге читал об этом, что весь рынок слишком позитивно мыслит, реальность такова, что 8 из 10 это неудача, а 2 из 10 успех и пишет, что нужно играть против рынка, с ремаркой, что терять деньги каждый день человеку не комфортно даже при маленькой сумме, уж лучше человеку большую сумму потерять, но сразу.
И ещё такой вопрос, сам я занимаюсь арбитражем трафика (скупка и продажа кликов), начинал со своих денег (30к рублей), сейчас у меня нет капитала в бизнесе (офис, компьютер и т.д), по факту это просто делание денег, у меня вопрос вам как к инвестору, как вы считаете лучше инвестировать с ростом капитала (вещественного) или всё же лучше инвестировать с ростом кэша(вложил 100к, заработал 200к сверху). И ещё такой вопрос, какой процент от заработанного реинвестировать, в случае если идёт положительная динамика роста?(чтобы расти быстрее) А то получается так, что чтобы выйти на 1 млн рублей дохода в месяц, каждый месяц(лично на себя, получается инвестора получают столько же), мне нужно постоянно приходить к инвесторам и запрашивать 800 000 рублей инвестиций, так как и они и я зарабатываем 50% от денег. Я сейчас осознаю, что это как постоянный спринт за деньгами. Взял прокрутил вернул и снова.
Спасибо за обратную связь!
Привет.
Талеб умный мужик. Но он все же скорее философ, чем трейдер. И зарабатывает он философией и продажей книжек, а не трейдерством. Потому что это сложно.
Эффект Линди как раз относится скорее к фундаментальным вещам. Идеям. Культурным ценностям. Мир бизнеса чуть менее предсказуем.
Вот первый взгляд. Да, если компании Кока-кола 100 лет, то руководствуясь эффектом Линди мы можем с достаточной уверенностью говорить, что она еще 100 лет проработает.
А вот второй. Под компанией кока-кола скрывается 3 бизнеса.
Первый – это продажа сахара. Человек обожает сахар, несмотря на весь его вред. И обожал он сахар всю известную историю и будет его обожать. Поэтому будет покупать конфеты, сладкую воду и т.п. Сильный эффект Линди – сахар, часть нас, была и будет.
Второй бизнес – это боттлинг. То есть кока-кола разливает только часть своих напитков на своих заводах. Остальное – это по сути франшиза. Этот бизнес имеет довольно сложную историю. И Кола и пепси постоянно над ним колдуют, то сами начинают все разливать, то наоборот избавляются от своих заводов. Здесь эффект Линди слабый – бизнес-модель в этой части постоянно меняется.
Третий бизнес – это бренды. У колы больше 500 брендов напитков по всему миру. По сути каждый из брендов это отдельная идея, которую придумали маркетологи, сделали напиток, спозиционировали его и продали. Некоторые из них живут 1 год. Некоторые 5 лет. Единицы живут дольше. Здесь эффект Линди есть только у самых живучих: Кока-кола, спрайт, дасани, коста и т.п. Прелесть в том, что бренды имеют эффект Линди. Т.к. по сути являются частью культуры человечества. Но они также могут спокойно продаваться другим компаниям или выходить из моды и умирать. То есть бренд не привязан к компании.
На что можно сделать ставку. На сам бренд – сильный Линди. На тягу человека к сахару – сильный Линди. И пожалуй все. Ни то, ни другое не является чем-то исключительным для кока-колы как для компании. И отдельно от компании в это сложно инвестировать.
Что касается игры против рынка – комментировать не буду. Это чрезвычайно сложно. Есть достаточно примеров, когда самые умные инвесторы феерически проваливались. Можно вспомнить войну Акмана против Гербалайфа (https://www.investopedia.com/news/billionaire-bill-ackman-dumps-herbalife-ending-5year-war-betting-against-it/). Спойлер – он проиграл. Гербалайф – это пирамида. Но даже усилия одного из самых влиятельных инвесторов в мире не смогли ее разрушить. Второй пример – это Тесла. Компания, которая по любым оценкам переоценена. Но не сдается уже несколько лет под натиском всего сообщества инвесторов TESLAQ.
Второй вопрос не по адресу. Я не тот инвестор.
Есть такое понятие как leverage, которое говорит что при правильном соотношении долга к активам или к выручке бизнес будет расти быстрее, при условии обслуживания долга. 2-3х leverage это нормально для активно растущего бизнеса. Это к вопросу долга.
Второй вопрос, который любой другой инвестор смотрит – это fixed vs variable costs. Фиксированные затраты – это затраты которые несет бизнес вне зависимости от того сколько чего он производит. Например – это арендная плата или затраты на лизинг. Переменные затраты – зависят только от объемов производства. Чем больше производишь, тем больше переменных затрат. Это материалы, арендованные на короткий срок мощности, иногда зарплата персонала, если он работает по контракту или получает оплату за каждую штуку товара или каждую продажу.
Идеальный бизнес – в котором все затраты переменные. То есть по сути ваш. Дела идут хорошо – можем активно наращивать производство. В мире кризис – все свернули и затраты ноль, не нужно ничего оплачивать по долгосрочным контрактам, вероятность банкротства нулевая.
Как-то так.
спасибо за расширенный ответ!